Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Законодатель указывает на две группы судебных расходов: государственную пошлину и иные судебные издержки. Они существенным образом отличаются друг от друга по размерам и выполняемым функциям.
Государственная пошлина установлена для предупреждения сутяжничества, выполняет роль сдерживающего фактора от неправомерного обращения в арбитражный суд с иском (заявлением, жалобой).
Право на судебную защиту имеет абсолютный характер, приоритетное значение даже по сравнению с материально-правовыми притязаниями. Его нельзя чем-либо ограничивать, поэтому уместны лишь сдерживающие механизмы, которые заставляют задуматься над действительностью нарушенного права, масштабами нарушений перед угрозой неизбежных денежных затрат по оплате государственной пошлины.
Несмотря на наличие очевидных для бюджета финансовых выгод от поступления пошлинных платежей в установленном размере, государство не преследует фискальных интересов. В противном случае реализация права на судебную защиту оказалась бы под угрозой, что несовместимо с идеями правосудия.
Иные судебные издержки имеют компенсационную природу. Они разнообразны по источнику возникновения, поскольку связаны с организацией судопроизводства по конкретному делу.
Перечень таких расходов заведомо не может быть исчерпывающим, но типичные их элементы выглядят следующим образом:
Среди всех перечисленных видов судебных издержек самую большую долю составляют затраты по оплате услуг судебного представителя, поэтому к ним проявляется особое внимание с точки зрения обоснованности и разумного предела возмещения за счет проигравшей стороны.
Лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, не освобождается от участия в распределении расходов по иным судебным издержкам.