1. Вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
2. Арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к его форме и содержанию.
3. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.
4. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, сроки их совершения, а также адрес официального сайта арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", номера телефонов, факсимильной связи, адреса электронной почты арбитражного суда, по которым лица, участвующие в деле, могут получить информацию о рассматриваемом деле.
5. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
1. С принятием искового заявления возникает арбитражный процесс. Новеллой действующего АПК является требование решить вопрос о возбуждении (невозбуждении) дела не позднее пятидневного срока со дня поступления искового заявления. Это дополнительная гарантия реализации конституционного права на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).
2. Из положений ч. 2 ст. 127 АПК следует, что лишь недостатки формы и содержания искового заявления (см. комментарий к ст. 125 АПК) дают суду право либо оставить его без движения (см. комментарий к ст. 128 АПК), или возвратить (см. комментарий к ст. 129 АПК). Нормы об отказе в принятии искового заявления, которая содержалась в ст. 107 АПК 1995 г., действующий АПК не содержит. Буквальному смыслу ч. 2 ст. 127 АПК следует, что соблюдение требований к форме и содержанию искового заявления является гарантией принятия иска к производству арбитражного суда.
3. В судебно-арбитражной практике встал вопрос о том, каковы должны быть действия арбитражного суда, установившего при поступлении искового заявления от прокурора (это может касаться и государственного органа, органа местного самоуправления), что он не имеет права на подачу такого иска. Действующий Кодекс дает на него очевидный ответ, поскольку не предусматривает возможность отказа в принятии искового заявления.
Следовательно, подобное исковое заявление принимается к производству, а затем на последующем этапе процесса выносится определение о прекращении производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК (дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде).
Издержки такого законодательного регулирования очевидны. Оно обеспечивает видимость доступа к правосудию для одних, но создает препятствия для нормального рассмотрения дел для других лиц из-за необходимости для арбитражных судов отвлекаться на имитацию судебных процессов по заявлениям, изначально не относящимся к их компетенции.
См.: Гурский А.Ф., Демидова И.М. Проблемы, возникающие в связи с исключением из АПК РФ института отказа в принятии иска // Арбитражная практика. 2004. N 7. С. 51 — 56.