1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
1. Дела об административных правонарушениях представлены многочисленными составами, которые кодифицированы в одном федеральном законе — Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации.
Следует обращать внимание на изменения составов административных правонарушений, признаваемых законодателем своевременными. Например, в последнее время утратили актуальность составы, предусмотренные ст. 14.20 КоАП (ненадлежащее управление юридическим лицом) и ст. 14.22 КоАП (совершение сделок, выходящих за пределы предоставленных руководителю хозяйствующего субъекта полномочий).
Если порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях установлен гл. 25 АПК, вытекает из других его глав и разделов, имеющих иной порядок регламентации процессуальной деятельности арбитражного суда в сравнении с порядком, предусмотренном в КоАПе, то применению подлежит арбитражный процессуальный закон.
См.: п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2.
2. Арбитражный суд возбуждает производство по делу о привлечении к административной ответственности на основании заявлений, поступивших от компетентных органов и уполномоченных на то должностных лиц.
Предъявления в этих целях протокола о совершенном административном правонарушении недостаточно. Заявление, адресованное арбитражному суду, содержит дополнительную информацию о лицах, участвующих в деле, обстоятельствах дела, объяснения по поводу необходимости в составлении протокола об административном правонарушении, а также требование о привлечении участника экономической деятельности к административной ответственности.