1. К исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц относятся дела:
2. В исключительной компетенции арбитражных судов в Российской Федерации находятся также предусмотренные в разделе III настоящего Кодекса дела с участием иностранных лиц, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
p>1. К исключительной компетенции российских судов отнесено несколько категорий дел, рассматриваемых с участием иностранных лиц.
Исключительная подсудность дел по спорам о праве государственной собственности вызвана многими обстоятельствами. К их числу относится, в частности, необходимость учета национального режима владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости (их разграничения по принадлежности к ведению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, порядка их приватизации и др.) и занятыми ими земельными участками.
К недвижимости, споры о которой составляют другую категорию дел с исключительной подсудностью, относятся те объекты, перемещение которых без ущерба для потребительских качеств невозможно:
С ними связаны возможности наиболее полного учета обстоятельств по делу (при необходимости — выход суда для осмотра объекта недвижимости по месту его нахождения, назначение и проведение экспертизы, обусловленность местом нахождения объекта недвижимости большинства доказательств и др.) и исполнения принятого судебного акта.
К исключительной компетенции российских судов относятся не только споры о праве на объекты недвижимости в целом, но и все иные исковые требования, связанные с объектом недвижимости: о выделе собственнику доли, об установлении порядка пользования объектом недвижимости, о залоге, освобождении из-под ареста, аренде, сервитутах, доверительном управлении и др.
Исключительные права граждан и организаций на результаты интеллектуальной деятельности, которые в отличие от вещных прав ограничены территорией и сроком, нуждаются в защите, обеспечиваемой национальным законом (например, Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах") и международными соглашениями (например, Парижской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г., Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г., Вашингтонским договором о патентной кооперации 1970 г.), к которым присоединился правопредшественник Российской Федерации.
Российская Федерация имеет заинтересованность в обеспечении неотчуждаемости и неприкосновенности продуктов интеллектуальной деятельности, что неизбежно требует создания национального режима рассмотрения судебных споров, составляющих третью категорию дел исключительной компетенции российских судов.
Сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление информации как системы достоверных сведений о тех или иных объектах права, содержащейся в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), осуществляемые компетентными органами Российской Федерации, представляют собой публичную деятельность. Поэтому оспаривание зарегистрированного права также отнесено к исключительной компетенции российских судов.
Еще одну категорию представляют споры, связанные с созданием, ликвидацией или регистрацией на территории Российской Федерации юридических лиц. Все названные юридически значимые действия неразрывно связаны с национальным правопорядком, а порой и с государственным суверенитетом, которыми определяется международная исключительная подсудность этих дел российским судам.
2. Все гражданские дела, возникающие из административно-правовых и иных публичных правоотношений, относятся к исключительной компетенции российских судов.
К их числу относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, дела об административных правонарушениях, о взыскании обязательных платежей и санкций.
Публичный правопорядок суверенного государства должен иметь судебную защиту в отечественных судебных учреждениях. Инициатива обращения в суд того или иного субъекта (гражданина Российской Федерации, прокурора, иностранного лица) принципиального значения не имеет.