1. Дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам настоящего Кодекса с особенностями, предусмотренными настоящей главой, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
2. Дела с участием иностранных лиц, если эти лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, рассматриваются в сроки, установленные настоящим Кодексом.
3. В случаях, если иностранные лица, участвующие в деле, рассматриваемом арбитражным судом в Российской Федерации, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора не более чем на шесть месяцев.
1. Процессуальные особенности, предусмотренные гл. 33 АПК, относятся к рассмотрению дел с участием иностранных лиц, а не к иностранным лицам как таковым.
Законодательно закреплен режим полного процессуального равноправия между российскими и иностранными лицами независимо от рода занятий и места жительства последних, поэтому те и другие действуют в едином национальном режиме. Такое регулирование называется правовым режимом наибольшего благоприятствования.
Применение норм международного права предусматривает полную осведомленность обо всех применимых международных конвенциях, иных многосторонних и двусторонних договорах.
Судебные ошибки чаще всего связаны с тем, что действующие нормы международного права судом не применяются либо имеют место отсылки к документам, которые Российской Федерацией не подписаны либо вовсе не являются международными договорами.
2. Если иностранные лица, их органы управления, филиалы (представительства) или их представители находятся (проживают) на территории Российской Федерации, то вопросы, связанные с их надлежащим уведомлением о принятии иска (заявления) к рассмотрению, возбуждении производства по делу и назначении дела к слушанию, рассылкой иных определений, решаются в общем порядке, поэтому применяются общеустановленные процессуальные сроки.
Во многих странах (например, Великобритании, США, Франции и др.) определение способности иностранного лица являться лицом, участвующим в деле, отнесено к компетенции суда. Нередко решение этого вопроса зависит от наличия или отсутствия возможности вручить иностранному лицу повестку в судебное учреждение.
Поэтому нахождение иностранного лица, его филиала (представительства) или уполномоченного представителя на территории Российской Федерации не создает дополнительных сложностей, требующих иных, в сравнении с общепринятыми, сроков рассмотрения дел.
3. Если иностранное лицо, участвующее в деле, находится (проживает) за рубежом, то оно извещается о слушании дела путем направления уведомления (определения) в учреждение юстиции или иной компетентный орган иностранного государства. Этот орган и производит надлежащее уведомление иностранного лица в соответствии с установленным в стране его пребывания порядком.
Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях, заявленных суду в том или ином государстве, является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Это может быть связано, в частности, с необходимостью вручения судебных извещений лицам, участвующим в деле, проживающим вне зоны национальной судебной юрисдикции.
Поручения о вручении судебных извещений могут быть переданы иностранным судам в порядке, предусмотренном федеральным законом или международным договором.
Вручение извещений по гражданским и торговым делам может происходить несколькими способами.
Во-первых, судебные документы могут быть направлены непосредственно зарубежным адресатам через учреждения связи (ст. 5 Киевского соглашения от 20 марта 1992 г. правительств государств — членов СНГ "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности"). Этот способ широко распространен в странах общего права и не используется в странах континентальной системы права. Поэтому названный способ вручения судебных документов может и не быть реализованным, если государство по месту нахождения адресата заявит возражения относительно его использования.
Во-вторых, через так называемый центральный орган (в Российской Федерации таковым является Министерство юстиции РФ, в других странах может быть аналогичное министерство, судебное учреждение высшей инстанции или даже внешнеполитическое ведомство), который аккумулирует их, а затем осуществляет распорядительные действия в отношении запросов и уведомлений, поступающих от компетентных органов и должностных лиц.
В-третьих, судебные документы и уведомления об их вручении могут передаваться через консульские учреждения, что не является традиционным способом установления международных контактов данного вида.
В-четвертых, судебные документы и уведомления могут быть вручены, как исключение, через дипломатические учреждения.
Названный перечень не является исчерпывающим и закрытым. Участники достигнутых договоренностей могут устанавливать в локальных соглашениях и более упрощенные правила вручения судебных документов, особенно на приграничных (сопредельных) территориях с большой миграцией населения.
С другой стороны, следует помнить о том, что несоблюдение установленного порядка извещения иностранных лиц, не имеющих на территории Российской Федерации филиалов и представительств, использование иного способа уведомления, не согласованного в международном договоре, влекут признание иностранного лица не извещенным о времени и месте судебного разбирательства, что является безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Многие судебные поручения направляются российскими судами на стадии подготовки дела к слушанию. В связи с указанными выше процедурами необходимо иметь в виду длительный период, необходимый для оформления, пересылки и исполнения судебных поручений иностранным судом. Поэтому при планировании судебного заседания необходимо ожидать ответ на судебное поручение с интервалом в несколько месяцев (около полугода), если стороны не имеют возможности прибегнуть к упрощенному порядку направления судебных извещений.
С этими обстоятельствами связаны установленные в арбитражном процессуальном законе правила о продлении срока рассмотрения дела до шести месяцев, если иной срок не установлен международным договором с участием Российской Федерации.