1. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации.
2. Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным настоящим Кодексом, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
3. Иностранные лица, участвующие в деле, должны представить в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе.
4. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.
1. Процессуальное равноправие российских и иностранных лиц преследует прежде всего цель обеспечения доступности правосудия. Поэтому иностранные лица могут беспрепятственно обращаться в суд, выступать в качестве истцов, ответчиков и третьих лиц, участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства в обоснование заявленных требований и возражений на них, заявлять ходатайства, использовать в качестве доказательств по делу документы, выданные как российскими, так и иностранными органами власти.
Процессуальное равноправие российских и иностранных лиц является следствием их равенства перед законом и судом независимо от расы, национальности, происхождения, языка, пола, имущественного и должностного положения, места жительства, религиозных верований, политических убеждений и иных обстоятельств, которое нашло конституционное закрепление. Иностранные лица наравне с российскими могут пользоваться всеми правами и свободами в той мере, в которой не нарушают права иных лиц, публичные интересы.
Процессуальные обязанности (соблюдение формы и содержания искового заявления, оплата иска госпошлиной, извещение суда о перемене адреса в период слушания дела, доказывание обстоятельств, на которые ссылается истец при обосновании заявленных требований, и др.) неразделимо связаны с процессуальными правами, а потому идентичны как для российских, так и для иностранных лиц.
В целях обеспечения доступа к правосудию Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ информационным письмом от 29 мая 2007 г. N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей" разъяснил применение налогового закона (ст. 333.17 НК), связанного с уплатой государственной пошлины, в такой форме, которая устраняет для иностранных лиц организационные проблемы при ее уплате любым представителем на территории Российской Федерации.
2. Иностранным лицам гарантируется судебная защита их субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов без каких-либо изъятий и ограничений. Следовательно, иностранные лица имеют возможность обратиться в судебные учреждения за защитой нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов, возникающих из гражданских, трудовых, административных, семейных и иных правоотношений, включая права по делам о несостоятельности и интересы по делам особого производства.
С учетом специфики полномочий арбитражных судов ими рассматриваются требования о защите нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов в сфере экономической деятельности по тем общим правилам подведомственности и подсудности дел, которые установлены национальным российским законом.
3. Юридический статус иностранных лиц существенным образом связан с их способностью являться участниками арбитражных процессуальных отношений не только в качестве стороны по делу, но и в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
Общее правило состоит в том, что процессуальная правоспособность и дееспособность каждого иностранного лица определяются его личным законом. В то же время личным законом определяются лишь процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц как предпосылка их участия в арбитражном судопроизводстве. Процессуальное положение иностранных лиц при этом определяется национальным законом по месту обращения за судебной защитой.
Личный закон иностранных лиц традиционно устанавливается исходя из признаков гражданства и местонахождения.
В странах континентальной системы права личный закон определяется по гражданству иностранного лица, а в странах общего права — по закону страны места жительства или места нахождения (домициля).
Личным законом физического лица является закон того государства, гражданином которого оно является.
Ранее гражданская дееспособность граждан определялась гражданством (п. 2 ст. 160 Основ гражданского законодательства), теперь дополняется местом жительства. С учетом возможности в Российской Федерации двойного гражданства (ч. 1 ст. 62 Конституции РФ) личный закон физических лиц определяется в следующем порядке (ст. 1196 ГК):
а) личным законом физического лица является право страны, гражданством которой оно располагает. Если у него двойное гражданство, включая российское, то личным законом является российское право. То есть при наличии двойного гражданства, включая гражданство Российской Федерации, предпочтение (приоритет) отдается последнему;
б) личным законом иностранного гражданина, проживающего в Российской Федерации, является российское право. Если физическое лицо имеет несколько гражданств, то его личным законом является право страны по месту жительства, закон государства, с которым оно наиболее тесно связано (место его работы, принадлежащей ему недвижимости).
При отсутствии у лица без гражданства постоянного места жительства личный закон определяется по месту его обычного, наиболее часто повторяющегося пребывания, определяемого по отметкам таможенных органов.
Личный закон подтверждает по общему правилу процессуальную дееспособность и правоспособность иностранного лица. На этом основании иностранное лицо в Российской Федерации признается обладающим процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
Таким образом, национальный режим регулирования процессуального положения иностранных лиц, участвующих в российском арбитражном судопроизводстве, гармонизирован с личным законом иностранного лица по месту его постоянного нахождения (регистрации) или жительства.
Коллизия связана с тем, что дееспособность иностранных лиц определяется их личным законом, в то время как процессуальное положение устанавливается законодательством Российской Федерации. По личному закону иностранный гражданин может не располагать полной дееспособностью (например, по причине недостаточного возраста), а организация может не иметь статуса юридического лица. Их процессуальная дееспособность будет определяться по российскому законодательству с учетом специфики личного закона, допускающего возможность их участия в судебном разбирательстве, а потому названные обстоятельства не всегда могут служить основанием для прекращения производства по делу.
Личный закон юридического лица определяется признаком его национальности и местонахождения (домициля). Предпосылкой участия в судебном разбирательстве является его добросовестная регистрация по закону своей страны.
В гражданском законе (ст. 1202 ГК) сохранен принцип выявления гражданской правоспособности иностранного юридического лица по праву той страны, в которой оно учреждено. Поэтому иностранные лица обязаны доказывать свой юридический статус и право на осуществление экономической деятельности.
Юридический статус иностранного юридического лица и предпринимателя подтверждается чаще всего выпиской из торгового (коммерческого) реестра страны происхождения (п. 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"). Выписка из указанного реестра содержит информацию о наименовании, исполнительных органах юридического лица, наличии права подписи у их представителей, многие другие сведения. Выписка из торгового реестра как всякий официальный документ иностранного происхождения требует надлежащего перевода и удостоверения.
Если в стране происхождения иностранного субъекта экономической деятельности торговые (коммерческие) реестры не ведутся, то все перечисленные статусные признаки подтверждаются необходимым набором документов.
Сертификат иностранной корпорации служит подтверждением факта ее государственной регистрации, в уставе и договоре о создании корпорации закрепляется компетенция исполнительных органов, иными рабочими документами, включая протоколы, могут вноситься изменения в их персональный состав, сертификат благополучного состояния подтверждает ее статус в качестве действующего предприятия.
Таковы общие представления о документальном подтверждении статуса иностранного субъекта предпринимательской деятельности, который участвует в отечественном арбитражном судопроизводстве. При рассмотрении отдельных категорий дел могут понадобиться и иные документы, включая подтверждение налогового статуса резидента страны, с которой Российская Федерация имеет международное соглашение. Предполагается, что всякий участник судебного разбирательства является действующим субъектом. Тот, кто этот факт отрицает или оспаривает, обязан доказывать свои возражения.
Следует помнить о том, что порядок государственной регистрации иностранного лица, наделения его органов распорядительными полномочиями, а представителей этих органов правом подписи, как и многие другие процедуры, имеющие важное юридическое значение, определяется иностранным материальным правом по месту его происхождения.
Иностранное материальное право существенным образом отличается от отечественного, поэтому умозаключения по аналогии будут неуместны. Оно, например, определяет особый статус офшорных компаний, различным образом регламентирует ликвидацию компании и ее исключение из реестра.
Исключение из реестра, в свою очередь, может быть условным прекращением ее деятельности, а вовсе не окончательной ликвидацией компании как субъекта предпринимательства.
Юридический статус иностранного лица и относимость его занятий к легальной предпринимательской, иной экономической деятельности имеют принципиальное значение для дальнейшего развития арбитражного процесса. Поэтому применительно к иностранным лицам предусмотрена возможность истребования статусных документов по инициативе арбитражного суда.
Однако иностранные фирмы, зарегистрированные в своей стране в торговом реестре, могут полностью контролироваться лицами, имеющими гражданство Российской Федерации. В этом, в частности, находит проявление проблема аффилированных лиц.
При таких условиях признаки гражданства и местонахождения бездействуют. Необходимо исходить из юридического статуса лиц, осуществляющих контрольные функции. Эта проблема актуальна как для арбитражного, так и для гражданского процесса и может быть решена законодателем в законе об акционерных обществах, в международных договорах.
Если иностранное лицо (организация) обладает процессуальной правоспособностью по месту нахождения, то оно признается наделенным процессуальной правоспособностью и в Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия у него статуса юридического лица.
Процессуальная правоспособность международной организации определяется на основе международного договора и принятыми в соответствии с ним учредительными документами или соглашением с компетентным государственным органом Российской Федерации.
Процессуальная правоспособность международной организации определяется целью ее создания и приданием ей на межправительственном уровне определенного статуса, необходимого и достаточного для осуществления возложенных на нее международных функций.
Международные организации при совершении гражданско-правовых сделок признаются международными юридическими лицами, особенность которых состоит в том, что они обладают международными иммунитетами (системой льгот). Они не находятся под судебной юрисдикцией какого-либо государства, не подчиняются национальным правовым режимам.
4. Ограничения в отношении иностранных лиц как ответные меры на ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций отнесены к компетенции Правительства РФ.
Ответные ограничения (реторсии) всегда имеют исключительный и оперативный характер при их адресной направленности. Это означает, что ограничения вводятся как вынужденная мера по отношению к иностранным лицам конкретного государства и не распространяются на процессуальные права иностранных лиц других государств.
Ответные меры могут носить только императивный характер, поэтому к компетенции суда не относятся оценка условий взаимности, проверка фактов тех или иных дискриминационных ограничений процессуальных прав российских лиц.